С 20 июня по 27 октября в «ГЭС-2» пройдет выставочный проект «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Экспозиция посвящена искусству ХХ века, пространству творчества и истории взаимоотношений произведения и зрителя. Приглашенными кураторами выставки выступили искусствовед Зельфира Трегулова и критик Франческо Бонами.
В экспозиции будут представлены произведения знаменитых авангардистов: Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Александра Родченко, Энди Уорхола и других знаменитых художников. В частности, гости музея увидят работы «Свеча» Герхарда Рихтера, «Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо, авторское повторение «Черного квадрата» Казимира Малевича и «Эскиз к портрету» Фрэнсиса Бэкона.В диалог с работами мастеров прошлого века вступят произведения, созданные в конце XIX и начале XXI века, а также само здание Дома культуры. Пространство «ГЭС-2», реконструированное по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, становится одновременно и первым произведением, которое видит зритель, и фоном всего проекта.«Выставка «Квадрат и пространство» рассказывает о главных художественных инновациях XX века и огромной роли отечественного искусства в этом процессе. Точкой отсчета становится прорывной «Черный квадрат» Малевича, оказавший огромное влияние на все мировое искусство, а завершает экспозицию одна из лучших работ Ильи Кабакова, создавшего концепцию тотальной инсталляции. От плоскости холста с черным квадратом до погружения в пространство архитектуры «ГЭС-2» и пребывания внутри артефакта — таков путь, по которому пройдет зритель», — рассказала куратор проекта Зельфира Трегулова.Проект исследует историю взаимоотношений произведения и зрителя за последние полтора века, в ходе которых работы художников из центра внимания постепенно сместились на периферию, став своего рода рамкой для селфи. Еще Казимир Малевич предсказывал подобные изменения в искусстве и зрительском восприятии в начале XX века, а столетие спустя архитектор Ренцо Пьяно задумал проект превращения электростанции в Дом культуры «ГЭС-2» таким образом, чтобы подчеркнуть этот антропологический сдвиг.Также зрители смогут проследить, как пространство творчества постепенно разрастается от небольшого квадрата холста до масштабов здания Дома культуры и как одна картина, предвещающая конец живописи, более сотни лет служит стимулом для новых открытий.«Эта выставка рассказывает о том, как развитие искусства и музея шло параллельными путями. Музеи чем дальше, тем больше сосредотачивались на архитектуре: из хранилищ искусства они превращались в фон, в культурный контекст в самом широком понимании, и Дом культуры «ГЭС-2» служит наглядным примером такой трансформации. Малевич, чей «Черный квадрат» представляет собой размышление о природе искусства вообще и живописи в частности, предвосхитил роль архитектуры в восприятии, осмыслении, бытовании искусства», — отметил куратор проекта Франческо Бонами.В рамках выставки пройдет масштабная публичная программа. Она стартует 27 июня с дискуссии кураторов Зельфиры Трегуловой и Франческо Бонами при участи модератора, искусствоведа Сергея Фофанова. В июле и августе будет работать ридинг-группа, посвященная причинам и механикам художественных трансформаций в современном искусстве, а осенью начнется поэтическая лаборатория авангардного письма. Участники попробуют не только пошатнуть строй языка, но и расширить собственные представления о том, как может выглядеть и звучать поэзия.На протяжении всех месяцев работы выставки будут проходить медиаторские и школьные туры, а также события, ориентированные на глухих, незрячих и нейроотличных посетителей. А для семейной аудитории готовится детский путеводитель и разрабатывается серия воркшопов с художником Алексеем Лукой.Также к выставке будут изданы каталог и сборник текстов о природе творчества, написанных художниками и теоретиками — авангардистами ХХ века и нашими современниками, а также кураторами проекта Зельфирой Трегуловой и Франческо Бонами.Авангардизм в живописиВыставкиМузеев2024НовостиМузеиЕщё…Пушкин дняДва чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.«Два чувства дивно близки нам…», 1830 год
Источник: culture.ru